Закрыть

Развитие ребенка на первом году жизни: когда нужно обратиться к врачу

Развитие ребёнка на первом году жизни — предмет трепетного волнения молодых родителей. Мамы первенцев сравнивают своих детей с ровесниками, обсуждают их достижения на прогулке или в очереди к детскому врачу, и, конечно, очень переживают, что их малыш не умеет чего-то, что уже давно освоил сын соседки того же возраста.

Развитие ребенка на первом году жизни: когда нужно обратиться к врачуЕсли же это второй или третий ребёнок, опыт становится для женщины не утешением, а пыткой: старший в это время уже столько всего умел, а младенец ещё не переворачивается сам... И посещение невролога только усиливает сомнения, потому что в «отстающие» часто записывают детей, которые не держат голову в месяц, не переворачиваются в три, не ползают в шесть и не пошли самостоятельно к году. Такие жёсткие критерии оценки развития, ссылки на которые не найти ни в одном серьёзном современном издании по детской неврологии, не оставляют малышам свободы расти в своём собственном темпе, определяя всех, кто не укладывается в рамки, в потенциально умственно отсталые. Это, в свою очередь, влечёт за собой цепочку необоснованных диагнозов и ненужных лекарственных назначений.

На самом деле, темп психомоторного развития каждого ребёнка очень индивидуален, зависит от многих факторов, таких как наследственность, питание, уровень ухода и общения, врождённые и приобретённые заболевания. Существуют признанные во всём мире временные рамки, в которые большинство детей осваивают тот или иной навык. Рассмотрим умения ребёнка по возрастам.

Первый месяц

К началу второго месяца жизни ребёнок ещё очень мал и почти ничего не умеет. Однако он уже существенно отличается от новорожденного. Он меньше спит, проводит часть дня в состоянии спокойного созерцания, «блуждая» взглядом по окружающим предметам. Малыш фиксирует взгляд на контрастных вещах и рисунках и любит рассматривать человеческие лица, начинает следить за движением предметов. Слух у него уже сформирован, и он узнаёт знакомые звуки, может поворачиваться на мамин голос. Обоняние месячного ребёнка тоже хорошо развито. Он различает запахи, предпочитая сладкие, узнаёт запах материнского молока. Что касается двигательных навыков, в положении на спине движения малыша ещё хаотичные и неосмысленные. Руки его большую часть времени сжаты в кулачки, тонус мышц меняется в зависимости от положения головы, но иногда при движениях он уже может положить в рот кулак. В положении на животе он поджимает под себя согнутые руки и ноги, но голову уже поворачивает то на один бок, то на другой и может пытаться поднять, но в вертикальном положении ещё не держит.

Признаками болезни, о которых надо сообщить врачу, могут в этом возрасте быть резкая вялость ребёнка, когда руки и ноги не совершают хаотичных движений, а висят, или наоборот постоянно скованные и напряжённые, отсутствие реакции ребёнка на громкий звук, отсутствие зрительного сосредоточения на контрастных предметах. Пожаловаться неврологу нужно, если младенец не сосёт или кашляет при глотании, если его подбородок дрожит постоянно, даже в спокойном состоянии.

Три месяца

Трёхмесячный ребёнок — очаровательный бонвиван, который интересуется всем, наблюдает за всем и активно взаимодействует с окружающим миром. Он уже в какой-то мере может управлять своими мышцами и бодрствует достаточно долгое время.

Ещё в полтора месяца малыш впервые улыбнулся. Теперь же он активно улыбается, замирает от восторга и начинает смеяться. Главное достижение трёх месяцев жизни — комплекс оживления. В период спокойного бодрствования, если младенец видит дружелюбное человеческое лицо, он начинает смеяться, синхронно взмахивать руками и распрямлять ноги. Спустя некоторое время комплексы оживления появляются и спонтанно, просто от хорошего настроения, или при виде игрушек. Это очень важное умение, потому что оно улучшает связь ребёнка с окружающим миром. Малыш любит, когда с ним играют, и расстраивается, если игра прекращается. Он пытается повторить выражение лица взрослого, который с ним играет. Иногда ещё можно наблюдать преходящее сходящееся косоглазие. Уверенно следит за движущимся предметом взглядом, координирует взгляд и движение рук, может попытаться схватить подвешенную над грудью игрушку, раскрыв полностью ладонь, подносит кулак ко рту. Кстати, рот для младенца — важнейший орган осязания, он исследует дёснами свой кулак, а затем и игрушки, и нельзя допускать ошибку, запрещая ему делать это. Ребёнок безошибочно узнаёт голоса членов семьи. У трёхмесячного младенца появляется желание сесть и перевернуться со спины на живот. Он подтягивает ноги к туловищу и поднимает голову, лёжа на спине. В попытках повернуться на бок он может выгибаться дугой, опираясь на затылок и пятки. В положении на животе ребёнок проводит уже долгое время, удерживает голову, опираясь на предплечья. В вертикальном положении голову большинство трёхмесячных детей удерживает уверенно. Ещё один важный этап развития — появление гуления. Малыш начинает «петь» — эмоционально тянуть гласные звуки, копируя интонацию, с которой разговаривает с ним взрослый. Это — первая ступень на пути освоения речи.

Признаки заболевания, которые должны насторожить родителей трёхмесячного младенца: ребёнок не следит за предметами, не реагирует на громкие звуки и голос, не улыбается при виде близкого человека, не рассматривает свои руки, неуверенно удерживает голову, не радуется человеческим лицам и пугается новых людей, не гулит или гулит неэмоционально, сохраняется тонический шейный рефлекс, когда в положении лёжа на спине при повороте головы в одну сторону рука на этой стороне выпрямлена и отведена в сторону, нога согнута в бедре и колене, с противоположной стороны рука поднята и приведена, нога выпрямлена («поза фехтовальщика»). Если этот рефлекс проявляется, он препятствует активному движению мышц и не даёт малышу осваивать новые двигательные навыки. Сохранение этого рефлекса после трёх месяцев — это признак формирования ДЦП.

Шесть месяцев

Шестимесячный младенец весел и жизнерадостен. Значительную часть дня он проводит бодрствуя. Он наблюдает за взрослыми, играет, перекладывая игрушку из одной руки в другую, но при этом всё ещё захватывает предмет всей ладонью. Он тянется к предметам одной рукой. Малыш свободно переворачивается с живота на спину и со спины на живот. На животе поднимает корпус, опираясь на прямые руки, некоторые дети ползают по-пластунски. Большинство детей делает попытки сесть, опираясь на руки мамы, пытаются, удерживая спину, сидеть без опоры. Очередным этапом в развитии речи становится лепет. Малыш начинает говорить слоги: «Ба-ба-ба», «Ма-ма-ма», чем очень радует бабушку и маму, хотя это ещё и не осознанная речь. Он любит играть в прятки («ку-ку, где наш малыш?») и очень общителен. Отвечает лепетом на услышанные звуки, угадывает интонации и сам выражает голосом разнообразные эмоции.

Обратиться к врачу нужно, если ребёнок в 6 месяцев ещё не удерживает голову при потягивании за руки, не проявляет желания сесть, не переворачивается, протягивает за игрушкой только одну определённую руку, не улыбается, не смеётся, не контактирует с людьми и не любит играть.

Девять месяцев

К этому возрасту дети обретают новую степень свободы, научившись передвигаться самостоятельно. Малыш уже сам встаёт на четвереньки и ползает, свободно садится и сидит, может встать у опоры. Надо помнить, что не все младенцы проходят этап ползанья: некоторые садятся, встают и начинают сразу ходить. Эта особенность часто наследуется. Он активно лепечет и играет в прятки и «дай — на» с родителями, а любимым занятием многих восьми-девятимесячных детей становится выбрасывание игрушек из кроватки или манежа, чтобы мама подняла и подала брошенное. Ребёнок ползает по всей квартире, исследуя и изучая, забираясь в шкафы и добывая себе всё новые развлечения, и играет всем, что обнаружит.

Признаками патологии в этом возрасте могут быть отсутствие самостоятельного ползания и затруднение при сидении.

Двенадцать месяцев

Начало второго года жизни — ещё один этап в развитии младенца. Он научился передвигаться по квартире и ползать, где ему вздумается, и теперь осваивает ходьбу. Он встаёт, держась за мебель, передвигается вдоль опоры, иногда отпускает ее и стоит без поддержки. Он умеет безопасно спускаться с дивана. Игра его тоже усложнилась, с предметами он производит сложные манипуляции: ставит кубики один на другой, разбирает и собирает пирамидку, складывает игрушки в коробку, надевает крышку на кастрюлю или бутылку. Предметы он захватывает теперь двумя пальцами и может показать что-то указательным пальцем. Появились любимые игрушки. Пассивный словарный запас у годовалого ребёнка уже очень большой, он понимает многое и сам может сказать несколько лепетных слов: «мама», «папа», «дай», «ам»... Малыш может понять слово «нет». Социальные навыки его очень развиты и сложны: он играет в совместные игры, расстраивается, когда мама или папа уходит, подставляет руки, чтобы его одели, активно пользуется жестами для общения, копирует движения окружающих, может пугаться незнакомых людей и ситуаций.

Обратитесь к врачу, если ваш ребёнок к годовалому возрасту не ползает, при движении не пользуется правыми или левыми рукой и ногой, не контактирует с окружающими, не копирует жесты и слоги, не понимает обращённую речь.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими, он удивителен и уникален, и подталкивать его развитие, ожидая каких-то рекордов, не стоит. И если ребёнок в год знает весь алфавит, это вовсе не означает, что его ждёт будущее великого писателя. Возможность расти в своём темпе — вот главное для малыша, да и для взрослого человека тоже.

Статьи

Тематические статьи

Соблюдение диеты, выбор пищи, в которой организм действительно нуждается, и избегание излишеств в еде — все это принципиальные моменты, позволяющие затормозить развитие цереброваскулярной болезни.